НОВОСТИ

В зоне риска

школа Почему наши дети берутся за оружие?

 

Недавняя трагедия в Керчи, когда 18-летний парень устроил массовый расстрел в своем колледже, заставила многих задуматься о том, почему дети становятся агрессивными и можно ли предотвратить подобные преступления. Мы поговорили на эту тему с тихвинскими педагогами и детьми.

 

Школа не справляется

 

- Про массовое убийство в керченском колледже я узнала на линейке в техникуме. Каждую неделю у нас проводятся линейки, на которых озвучивается важная информация, в тот день из-за трагедии в Керчи в нашем техникуме был объявлен траур, - рассказала второкурсница ТПТТ им. Лебедева Ксения. - Возможно ли такое у нас? Надеюсь, что нет. Агрессивных у нас вроде нет, все относятся друг к другу нейтрально. Хотя, конечно, всякое может случиться... С вопросами безопасности в техникуме все в порядке. В здание мы проходим по пропускам, при входе всегда дежурит охранник, преподаватель и 3 человека от группы. Если забыл пропуск - отправляют домой. Если нужно выйти из техникума, вернутся можно только по пропуску, даже когда вышел просто покурить. Взрослые могут попасть внутрь после того, как впишут паспортные данные в специальный журнал... К кому бы обратилась за помощью, если бы узнала, что в техникуме появился какой-то псих? Наверно, подошла бы к своему мастеру.

Ежедневно с десятками детей, среди которых наверняка есть и обиженные, и озлобленные, и затравленные, общаются педагоги. Мы опросили около десятка учителей из трех городских школ. Кстати, лишь один из них согласился говорить открыто, остальные - только на условиях анонимности ("зачем мы будем выносить сор из избы, еще по шапке получим за свои высказывания"). Так вот почти каждый из наших собеседников повторял: школа в одиночку не может воспитывать детей, нельзя списывать всю ответственность на педагогов.

- Я уверена, что агрессия ребенка чаще всего спровоцирована буллингом (этот термин в последнее время все более распространен, он означает "травлю" - Прим. ред.). Учителя пытаются решить эту проблему, но, к сожалению, родители не идут навстречу, - говорит педагог 2-й школы.

- На мой взгляд, школа делает достаточно для выявления проблемных детей. Социальные педагоги работают с ними, общаются с родителями. Но время изменилось, на детей большим потоком льется всевозможная информация. Посмотрите на подростков, они постоянно в телефоне, в интернете, где можно найти все что угодно. Дети с неокрепшей психикой не всегда могут отфильтровать все прочитанное и увиденное. А если еще есть семейные проблемы и сложности при общении со сверстниками, ситуация только усугубляется. Одна школа действительно не в состоянии с этим справиться, - рассуждает другой учитель.

Государство в ответе

Некоторые учителя смотрят на проблему шире:

- Подрастающее поколение воспитывается не только семьей и школой, но и всей окружающей средой. Увы, приходится признать, что в отношении государства к человеку много лицемерия и формализма. И дети это прекрасно чувствуют! Мы можем бесконечно призывать учеников, допустим, любить свою родину, уважать свое государство, но если они видят, что забота о человеке с другой стороны, со стороны государства, оборачивается пустым формализмом (люди сейчас выживают, а государство лишь закручивает гайки), то и наши призывы ни к чему не приведут! - говорит еще одна учительница, попросившая не называть ее имя и номер школы. - Простой пример: на прошлой неделе «сверху» пришло распоряжение - провести единые тематические классные часы, посвященные 100-летию комсомола. В том числе и для воспитания патриотизма…Но ведь Советского Союза нет давно! То, что было естественным тогда, массового умиления у современных подростков не вызывает. Сейчас перед молодежью от 14 до 28 лет стоят совсем другие задачи: как выбрать более-менее доходную профессию, как оплатить учебу в вузе, как справиться с ипотекой? Но чиновникам главное - поставить галочку: план мероприятий выполнен! Отчет представлен! Вот этот формализм тоже может быть одной из причин повышения агрессивности подростков. Дети прекрасно видят, что слова в нашем государстве сильно расходятся с делами…

Многие из педагогов, с которыми мы говорили, отмечали, что общество в целом стало агрессивнее. Если про врагов и противостояние с миром людям постоянно рассказывать по телевидению, они не смогут не реагировать на это: народ становится жестче, нетерпимее, злее. Это, кстати, отчетливо видно по общению людей в социальных сетях. Да, конечно, компьютер обезличивает собеседника, его гораздо проще оскорбить или даже пригрозить ему: на улице лицом к лицом многие себя ведут иначе. Но все же уровень воспитания и терпимости к чужому, отличному от твоего, мнению, судя по соцсетям, у нас чрезвычайно низкий.

Интернет - зло

Факторов, которые могут заставить подростка взять оружие и расстреливать людей, может, быть множество, это понимают многие педагоги.

- Современные дети многое черпают из интернета. И одна из причин жестокости молодежи – онлайн-игры со «стрелялками и убивалками», из которых школьники берут модели поведения и свои «роли», - считает учитель истории и обществознания лицея № 8 Александр Степанов. -Сначала это проявляется в лексиконе, а затем в переносе модели компьютерной игры на реальную жизнь, когда в сознании ребенка окружающие – это игроки, враги и нужно постоянно иметь оружие (и быть готовым его применить), чтоб выжить, прорваться, добраться до цели.

- Еще возможная причина роста агрессии - видео, находящееся в свободном доступе во всемирной паутине, где подростки показывают свою жестокость по отношению к животным и людям, - продолжает Александр Владимирович. - Такие видео набирают тысячи «лайков» от своих зрителей, которым сначала нравиться смотреть, а потом, при определенных обстоятельствах, может захотеться самому так попробовать. Безусловно, если педагоги слышат подобные разговоры, то комментируют их. Мы приводим примеры, объясняем, вспоминаем другие трагедии, а порой даже мысленно ставим детей на место тех людей, с которыми случалась трагедия. Не сразу, но понимают, и это отрадно.

- Вообще, жестокость и агрессия, на мой взгляд, это совокупность нескольких факторов: воспитание, безнаказанность, желание самоутвердиться и отрицание правил социальной системы. Уровень агрессии напрямую связан со степенью понимания неизбежности наступления ответственности за свои поступки, - говорит учитель обществознания. - Зачастую о случившемся трагическом событии СМИ говорят много и долго, а вот о том, какое наказание понесли организаторы трагедии, гораздо меньше и короче. Многие зрители, а тем более дети, попросту не могут сопоставить эти факты и сформулировать причинно-следственную связь. Отсюда, в частности, и возникает миф о безнаказанности.

При этом все учителя соглашаются в одном: взрослым надо быть более чуткими и внимательными к своим детям, любить их, выслушивать, помогать решать их проблемы. Когда несчастных детей среди нас будет меньше, возможно, и стрельбы не будет.

Полезные телефоны

Комиссия по делам несовершеннолетних администрации Тихвинского района - тел. 73-559;

Отдел по делам несовершеннолетних тихвинского ОМВД - тел.48-401, 73-707;

Социально-реабилитационный центр «Светлячок» - тел. 71-405;

Центр методической и психологической помощи подросткам и молодежи - тел. 79-957;

Отдел опеки и попечительства - тел. 50-250, 70-961;

Единый всероссийский телефон доверия для подростков, детей и их родителей - 8-800-2000-122;

Телефон доверия для помощи людям с кризисными состояниями и суицидальным поведением: тел. 8-800-200-47-03.


В свежем номере