НОВОСТИ

Ни дня без Римского-Корсакова!

ВасильевРектор петербургской консерватории почувствовал в Тихвине ауру гения

 

Отличным подарком ценителям высокого искусства классической музыки стало выступление в Тихвине в конце июня Международного молодежного симфонического оркестра «Белые ночи», которое прошло в рамках сотрудничества с Государственным Домом-музеем Н.А. Римского-Корсакова. В программе концерта прозвучали произведения Вивальди, Шуберта, Грига и Бриттена. Зал стоя провожал молодых музыкантов. Мне удалось побеседовать с дирижером оркестра, ректором Санкт-Петербургской консерватории, профессором Алексеем ВАСИЛЬЕВЫМ.

Дом с атмосферой

Алексей Николаевич, имя Римского-Корсакова все время Вас сопровождает. Вы были директором Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова, сейчас руководите консерваторией, носящей его имя и вот, теперь, приезжаете в город, где он родился и выступаете во Дворце культуры, также носящем его имя. Как Вы относитесь к такому совпадению?

– Я бы назвал это благоприятным стечением обстоятельств. Выступать на родине Римского-Корсакова для нас большая ответственность, и я уверен, что каждый из наших музыкантов ощущает особую торжественность момента присутствия здесь. Мы в Тихвине лишь во второй раз. Несмотря на плотный рабочий график, ограничивающий наши возможности, хотелось бы бывать здесь чаще.

Вы посетили Дом-музей Римского-Корсакова...

– У нас самые приятные впечатления! Для нас провели прекрасную экскурсию, очень интересную и выразительную. Думаю, ребята, участники нашего оркестра, со мной согласятся, что самое главное, что сумели сохранить работники музея – это атмосферу дома, где родился Николай Андреевич. Мы почувствовали его ауру и это чувство сохранили в душе. Здорово, что мы здесь побывали! Я хотел бы, что музей в Тихвине посетило как можно больше людей. Это очень важное место для музыкального мира, да и не только для него.

И все-таки какое место Римский-Корсаков занимает в Вашей жизни?

– Значительное. Наша консерватория обязательно включает произведения Николая Андреевича во все важные концертные программы, в которых мы принимаем участие. В повседневной жизни регулярно исполняем его «Шехеразаду». В апреле, например, ездили ее играть во Псков. Наш студенческий оперный театр регулярно показывает публике «Царскую невесту», и зрители принимают ее с большим энтузиазмом. В моем кабинете на самом видном месте висит портрет Римского-Корсакова. В общем, без Николая Андреевича я не могу представить ни одного дня.

Как Вы формируете репертуар оркестра?

– Самое важное, как мне кажется, чтобы репертуар вызывал живой интерес у публики. Я стараюсь формировать его из всемирно признанных известных произведений, которые обязательно потребуются нашим музыкантам, когда они станут уже профессиональными артистами. Стремлюсь создать обстановку, которая не превращала бы занятие музыкой в рутину, работу от звонка до звонка. Я за атмосферу живого творческого общения, когда всем интересно, а после репетиций и концертов непременно хорошее настроение.

Вы исполняете только произведения классики?

– Не обязательно, мы играем и современную музыку. Бывает, что исполняем и Гершвина, и кого-либо из ныне живущих композиторов. Кроме того, у нас есть замечательный обычай: на каждом отчетном концерте непременно представлять произведения, тех кто учится у нас в училище и уже занимается композицией. Сейчас в Западной Европе очень сильна традиция, когда ни один симфонический концерт без современного произведения не обходится. У нас, в России, к сожалению, не так. Я же стараюсь прививать студентам потребность играть современную музыку, в том числе и музыку их друзей-товарищей, сочинивших что-то достойное исполнения.

 

Музыка без границ

 

Игра в оркестре не отвлекает студентов от обучения?

– Нет, вы знаете, игра в оркестре это не развлечение. Огромное число часов оркестровой практики есть в учебном плане. Можно ведь отнестись к этому процессу по-разному. Можно взять и посадить студентов в помещение без публики и заставить их играть, как на обычных репетициях, а можно организовать для них концерты и гастроли. Мне кажется, второе значительно интереснее и полезнее для всех. Поэтому нет, оркестровая практика не мешает, а наоборот помогает.

Как часто молодежный оркестр выезжает на гастроли?

– Как правило, получается пару раз в год. По-другому не выходит, потому что, во главе угла у нас все-таки образовательный процесс. Кроме того нас ограничивают финансовые возможности. Сейчас мы должны благодарить Министерство культуры за федеральную целевую программу «Культура России», благодаря которой гастроли студенческого оркестра стали возможны. За последнее время мы уже отыграли семь концертов на Северо-западе: были в Калининграде, Советске, во Пскове и Великом Новгороде, в Петрозаводске. После Тихвина отправимся в Кириши.

Ваш коллектив интернационален. Так задумывалось изначально?

– Да, это планировалось с самого начала, потому что Министерство культуры, выделяя средства на проект, было нацелено на укрепление международных творческих связей. Мне кажется, это очень важно. Творчество, а особенно музыкальное творчество – это то, что всегда объединяло народы планеты.

По завершении тура еще что-то намечаете на лето?

– Мы готовим специальный проект с участием стран Прибалтики, под названием «Балтийская академия». Это постановка оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. 16 августа мы едем в латвийский Даугавпилс, где и состоится его первое исполнение. В опере будут заняты ребята из нашей консерватории, из училища, а также учащиеся Вильнюсской академии музыки и из Риги. Три таких представления мы дадим в Латвии и Литве, а завершим летние гастроли в Петербурге. Мы не можем похвастаться месячными турами, как у взрослых профессиональных коллективов, но когда появляется возможность поехать с разовыми концертами в другие города, мы соглашаемся с большим воодушевлением. Думаю, для ребят такие поездки особенно важны, коль скоро они собираются посвятить музыке свою жизнь, ведь без гастролей невозможно представить жизнь профессионала .

Что Вы пожелаете молодым людям, мечтающим связать свою жизнь с музыкой?

– В таких случаях принято говорить о трудолюбии. Это, конечно, очень нужно, но как ни странно, главное, на мой взгляд, другое… Наша нелегкая профессия подразумевает помимо большой профессиональной подготовки, еще немножечко везения, оно нам всем очень необходимо. Вот поэтому я молодым людям и пожелаю везения.

То есть успеха?

– Да!

Я Вам также желаю успеха и еще не раз побывать в нашем городе.

– Обязательно постараюсь!

Беседовал

Александр ДВОЙНИШНИКОВ


В свежем номере