НОВОСТИ

Приплыл на льдине

История почитаемого камня в Тихвинском Богородицком Успенском мужском монастыре

В 1820-м году во время половодья, преодолев шлюзы и полушлюзы Тихвинской водной системы, действующей к тому времени уже 9 лет, к берегу у стен Тихвинского Большого Богородицкого монастыря пристала льдина, несущая большой камень. Длина камня – 2,5 м, ширина – от 1,5 до 2 м. Вес – около 9 тонн.

 

Словами очевидцев

Камень был положен в основание строящегося тогда придела св. Пророка Ильи при Успенском соборе. История камня выбита на нем самом.

Александр Яковлевич Артынов, которому было в тот год 7 лет, в «Воспоминаниях крестьянина села Угодичи Ярославской губернии Ростовского уезда» описывает это событие так: «Двадцатого августа была закладка придела по правую сторону соборного алтаря во имя св. пророка Самуила. Весь юго-восточный церковный угол был основан на одном камне огромной величины, сероватого цвета и четырехугольной формы. Этот камень приплыл к монастырю на льдине в апреле 1820 года. Льдина была не толстая и немного более камня. Когда сняли со льдины камень, то под ним оказалась небольшая зеленая свежая травка Камень этот прошел в самое большое половодье реки и сквозь быстрое, похожее на водопад, стремление воды в шлюзе. Никто не видал, как он остановился на реке у спуска для бранья воды, близ северо-восточной монастырской башни. Камень тут некоторое время вертелся на льдине; двенадцать лошадей, в том числе и лошадь моего отца, едва могли его снять со льдины и втащить на берег; как только его втащили, льдина тотчас же распалась на части и осталась одна трава, которую народ тотчас же разобрал на память об этом чуде. Долго хранилась эта трава у нас в доме. По надписи, высеченной на камне, вероятно, можно видеть его в обители и в настоящее время, надпись эта была следующая: "Камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла" (Пс. 117, ст. 22)». В этом описании минимум две неточности. Придел был освящен во имя св. пророка Ильи, Самуил – архимандрит монастыря, при котором строились восточные приделы собора, уволен на покой в 1823 г. Надпись на камне другая, в чем можно убедиться, посетив Богородицкий монастырь, надпись и сейчас хорошо видна полностью.

Точный текст надписи приводит А.П. Башуцкий в книге «Тихвинские монастыри»: «Замечателен под юго-восточным углом юго-восточной палатки (в цоколе) огромный, более нежели саженный, с округленными краями дикий камень, положенный здесь краеугольным; на нем иссечено:

"Сей камень в 1820 году весною приплыл на льдине и остановился при монастыре на берегу, против соборной церкви, той весны, когда начали залагать сей храм св. Пророка Илии".

Нельзя не считать чудным принесение этого камня именно к строящемуся храму.

Вас поразит не одна лишь громадность монолита, прибывшего на льдине, но еще и то, что близ монастыря течение Тихвины перехвачено высоким устройством шлюз и что, следовательно, через них сила воды должна была перенести эту массу и поставить ее недалеко от быстрого заворота течения влево».

Камень упоминается и в «Историко-статистическом описании Тихвинского Богородицкого Большого мужского монастыря», во втором (1888 г.) и третьем (1905 г.) изданиях (в первом издании 1859 г. упоминания о камне нет). Текст в обоих изданиях идентичен: «В наружной стене правого придела собора вделан большой дикий камень длиною 3 арш. 8 верш. (2,48 м) и высотою 8 вершков (34 см., речь явно идет только о видимой части камня) с таковою надписью: «В 1820 году сей камень приплыл на льдине весной и остановился при береге против самого монастыря». При постройке придела Св. Пророка Илии в ту же самую весну он был положен в фундамент». То есть здесь приводится усеченный и неточный вариант надписи.

 

Полезный для здоровья?

 

В послевоенные годы постепенно развивается почитание камня, его стали называть святым, возможно, неверно читая начало надписи. К камню стали прикладываться, садиться на него, класть конфеты, печенье, монеты. «Подношения» камню собирали окрестные дети и городские пьяницы.

После возрождения в 1995 году действующего монастыря почитание камня не ослабло, но несколько видоизменилось. Исчезли конфеты и печенье – теперь на камень кладут только монетки. Несколько лет назад над камнем появился маленький навес с куполком и крестом, на стене над камнем повешены икона св. Пророка Ильи и металлическая урна с прорезью для пожертвований.

Возникли два варианта «специализации» камня – «исполняет желания» и «исцеляющий». Первый вариант был более известен среди молодежи и встречался реже, чем второй. Сейчас о камне в основном говорят, как об «исцеляющем». Называют камень в народе по-разному: «намоленный»,«волшебный»,«серебряный», «камень желаний»,«лечебный», и даже «оздоровительный». Чаще всего его называют «Святой камень».

Прикасаются к камню «для здоровья». Мне рассказали трогательный случай, когда женщина приложила к камню одежду своего маленького внука, ребеночек родился больным и находился в больнице. О случаях исцеления у камня рассказывают. Я сама слышала пока только один: экскурсантка из Петербурга в 1980-х гг. была в Тихвине в командировке, у нее разболелась косточка на ноге, одна тихвинская старушка посоветовала сходить к этому камню, после приложения к камню нога болеть перестала. О достоверности рассказов об исцелении у этого камня я судить не берусь.

 

Алла ТИТОВА

 

 


В свежем номере

Яндекс.Метрика

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика